|
Представления о механизмах восприятия времени человеком
У собственно психологического времени выделяют разные масштабы:
1. Ситуативный масштаб, заключающийся в непосредственном восприятии и переживании коротких временных интервалов.
2. Биографический масштаб, который основан на закономерностях, проявляющихся при возникновении и смене непосредственных форм переживания времени в различных жизненных ситуациях. В сознании человека формируется определенная система обобщенных временных представлений (концепция времени жизни в масштабе ее жизни).
3. Исторический масштаб – когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени, (напр., генеалогическая преемственность).
Выделяют три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия – системе свойств предметов (вкус яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (например, холод, темнота), но восприятия невозможны вне ощущений. Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В деятельности отдельные ощущения обретают реальную значимость.
Восприятие – акт осмысленный. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его (отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове). Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных
Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость, последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы. При этом наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения.
Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и, напротив, преуменьшать протяжённые промежутки времени. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь короткие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения.
Восприятие времени находится в тесной зависимости от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны и малосодержательны, время кажется тянущимся медленно. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного события – напротив, кажется, что время идет очень медленно. При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.
На оценку времени оказывает влияние возраст человека: детям кажется, что время течет медленно, а взрослые поражаются, как быстро оно летит. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Так, уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, хотя и многократно переоценивают их словесно. Установлено, что у детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может доходить до 175%. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам.
Точность в оценке временных интервалов может повышаться с опытом в практической деятельности человека. Во многих видах профессиональной деятельности вырабатывается умение точно оценивать промежутки времени. Например, высокопрофессиональный педагог точно определяет продолжительность урока.
К вырабатываемым человеком «эталонам» времени, относятся не только секунды, минуты, но ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно поэтому точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами, спортсменами, парашютистами, летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. По некоторым данным, таким путем можно довести точность восприятия коротких интервалов времени до удивительной точности (например, вырабатывая способность различать интервалы в 1/18 секунды от интервалов 1/20 секунды).
|