|
Биологическая этика
На протяжении последних столетий человечество совершило гигантский скачок в познании и освоении окружающего мира. Оно исследовало строение космоса, проникло в мир элементарных частиц, а главное – практически полностью разгадало тайны биологической основы жизни на Земле.
Но путь к признанию изобретений и открытий в области естественных наук часто был непростым и драматичным. Европейская цивилизация, базирующаяся на двухтысячелетних христианских традициях, и по сей день спорит о нравственных аспектах многих научных достижений.
Достаточно вспомнить, каким гонениям подвергались передовые ученые (биологи, медики, астрономы и т.д.) со стороны инквизиции в эпоху Средневековья. Слишком революционными были заключения, например, о том, что Земля вращается вокруг Солнца (а не наоборот), а также о том, что человек в своем строении имеет много общего с животными – слишком много для того, чтобы провозглашать его исключительность и превосходство над всем остальным миром. Следующим важным шагом, как известно, стало появление дарвиновской теории эволюции о происхождении человека от обезьяны…
Но больше всего противоречий между наукой и обществом возникло в ХХ веке, когда скорость и глубина открытий еще более усилились. Этические противоречия были характерны не только для биологии, но и, например, для физики. Достаточно вспомнить, к чему привели успехи в познании глубинной структуры материального мира: к освоению ядерной энергии. Ее сначала научились применять в военных целях (трагический пример Хиросимы и Нагасаки тому свидетельство), и лишь потом – в мирных (но и тут не обошлось без трагедий – достаточно вспомнить катастрофу Чернобыля).
Что касается биологии, появление генетики окончательно подкосило стереотипы о «непостижимости» для разумного понимания основ биологической жизни. Слишком революционной оказалась идея о том, что механизмы наследственности имеют материальную природу и – более того – ими можно успешно управлять. Называвшаяся поначалу «лженаукой», генетика привела впоследствии к гигантскому прорыву – вплоть до полной расшифровки генома человека. Но и по сей день остро звучат споры о достижениях генетики, в первую очередь – о генной инженерии и о технологии биологического клонирования. Эти два вопроса рассматриваются в данной работе наиболее подробно.
Достижения в области биологии и медицины, с одной стороны, выбили почву из-под ног закоренелых идеалистов, опровергнув тезис о непостижимости устройства и функционирования всего живого на Земле.
С другой стороны, человечество получило в свои руки инструмент, сравнимый по силе с ядерной энергией: научившись расшифровывать генетические коды, человек научился искусственно изменять их, а также получать точные генетические копии живых существ. Можно утверждать, что споры о возможных последствиях освоения методов генной инженерии и клонирования еще долго не утихнут.
Есть и другие противоречия между этикой и биологией: например, о возможности пересадки органов и тканей больным людям от здоровых (причем в качестве доноров, оказывается, могут выступать даже некоторые животные). Другой спор из области нравственности – возможность применения эвтаназии – искусственного умерщвления безнадежно больных людей. А также (скорее из области фантастики) – возможность создания кибернетических организмов (киборгов), способных не только заменить человека, но и даже составить ему конкуренцию.
|